Самосвал МАЗ-500 является одним из базовых автомобилей советского времени. Многочисленные переработки и модернизация техники дали жизнь десяткам новых автомобилей. Сегодня МАЗ-500 с самосвальным механизмом кузова снят с производства и заменен более совершенными с точки зрения комфорта и эффективности моделями. Однако техника продолжает эксплуатироваться на территории России.
МАЗ-500 самосвал: история
Прототип будущего МАЗ-500 был создан в 1958 году. В 1963-м первый грузовик сошел с конвейера Минского завода и прошел испытания. В 1965 году был запущен серийный выпуск автомобилей. 1966 год был ознаменован полной заменой линейки грузовой техники МАЗ на семейство 500. В отличие от своих предшественников новый самосвал получил нижнемоторную компоновку двигателя. Такое решение позволило снизить вес машины и увеличить грузоподъемность на 500 кг.
В 1970 году базовый самосвал МАЗ-500 был заменен на усовершенствованную модель МАЗ-500А. Семейство МАЗ-500 выпускалось вплоть до 1977 года. В этом же году 8-тонные самосвалы были заменены на новую серию МАЗ-5335.
МАЗ-500 самосвал: технические характеристики
К особенностям устройства МАЗ-500 специалисты относят полную независимость машины от наличия или исправности электрооборудования. Даже усилитель руля работает от гидравлического привода. Таким образом, работоспособность мотора никак не связана с какими-либо электронными элементами.
Самосвалы МАЗ-500 активно использовались в военной сфере, именно благодаря такой конструктивной особенности. Автомобили доказали свою надежность и живучесть в самых тяжелых условиях. За время выпуска МАЗ-500 Минский завод выпустил несколько модификаций машины:
- МАЗ-500Ш – шасси изготавливалось под необходимую комплектацию;
- МАЗ-500В – металлическая платформа и бортовой тягач;
- МАЗ-500Г – бортовой самосвал с удлиненной базой;
- МАЗ-500С (впоследствии МАЗ-512) – версия для северных широт;
- МАЗ-500Ю (впоследствии МАЗ-513) – версия для тропического климата;
- МАЗ-505 – полноприводный самосвал.
Двигатель и трансмиссия
В базовой комплектации МАЗ-500 устанавливался дизельный силовой агрегат ЯМЗ-236. Четырехтактный 180-сильный мотор отличался V-образным расположением цилиндров. Диаметр каждой детали составляет 130 мм, а ход поршня равняется 140 мм. Рабочий объем шести цилиндров составляет 11,15 литров. Степень сжатия – 16,5.
Максимальная частота вращения коленвала составляет 2100 об/мин. Максимальный крутящий момент достигается при 1500 об/мин и равняется 667 Нм. Для регулировки числа оборотов используется центробежное всережимное устройство. Минимальный расход топлива составляет 175 г/л.с.*ч.
В дополнение к мотору устанавливается пятиступенчатая механическая коробка передач. Сухое двухдисковое сцепление обеспечивает переключение под нагрузкой. Рулевой механизм снабжается гидравлическим усилителем. Подвеска рессорного типа. Зданий мост – ведущий, передняя ось – рулевая. На обеих осях используются гидравлические амортизаторы телескопической конструкции.
Кабина и кузов самосвала
Цельнометаллическая кабина предусмотрена для перевозки трех человек, включая водителя. Из дополнительных устройств доступны:
- отопитель;
- вентилятор;
- стеклоподъемники механического типа;
- автоматический омыватель и очистители лобового стекла;
- противосолнечный козырек.
Кузов первых МАЗ-500 изготавливался из дерева. Борта снабжались металлическими усилителями. Разгрузка производилась в три стороны.
Габаритные размеры и рабочие характеристики
- грузоподъемность на дорогах общего пользования – 8000 кг;
- масса буксируемого прицепа по дорогам с твердым покрытием максимум – 12 000 кг;
- полная масса автомобиля с грузов, не более – 14 825 кг;
- полная масса автопоезда, не более – 26 825 кг;
- продольная база – 3950 мм;
- колея заднего хода – 1900 мм;
- колея переднего хода – 1950 мм;
- дорожный просвет под передней осью – 290 мм;
- дорожный просвет под картером задней оси – 290 мм;
- минимальный радиус разворота – 9,5 м;
- угол свеса передний – 28 градусов;
- угол свеса задний – 26 градусов;
- длина – 7140 мм;
- ширина – 2600 мм;
- высота по крыше кабины – 2650 мм;
- размеры платформы – 4860/2480/670 мм;
- объем кузова – 8,05 м3;
- максимальная транспортная скорость – 85 км/ч;
- тормозной путь – 18 м;
- контрольный расход топлива – 22 л/100 км.
Получите выгодное предложение от прямых поставщиков: